Музей Орсе в Париже и микродом в Токио: 10 главных архитектурных проектов, созданных женщинами

Источник: forbes.ru

Что объединяет исследователей Арктики, военных, программистов и архитекторов? Все эти профессии в массовом сознании четко определяются в качестве «истинно мужских».

В США женщин вообще не пускали на лекции по архитектуре вплоть до появления в 1972 году раздела в законодательстве, который запрещал дискриминацию по признаку пола в образовательных программах, финансируемых из федерального бюджета, множество архитектурных школ отказывались принимать женщин.

По данным ООН, сегодня женщины составляют 51% студентов, поступивших в вузы во всем мире. В Европе и Северной Америке этот показатель достигает 55-56%.

В 2004 году иракско-британский архитектор Заха Хадид стала первой женщиной, удостоившейся премии Притцкера, которую можно назвать «архитектурным Оскаром». В числе ее многочисленных проектов особое внимание было уделено Центру современного искусства Розенталя в Цинциннати и Центральному зданию BMW в Лейпциге.

В 2010 году вторым в истории Притцкеровской премии лауреатом-женщиной стала Казуйо Седзима из Японии. Лорд Палумбо, бывший председателем жюри, охарактеризовал ее стиль как одновременно деликатный и мощный, точный и плавный.

Вот 10 наиболее значимых проектов, разработанных женщинами-архитекторами современности.

1 из 10

beverlywillis.com

2 из 10

JanManu / Wikipedia

3 из 10

Daniel Vorndran / DXR / Wikipedia

4 из 10

MusikAnimal / Wikipedia

5 из 10

MAXXI / Facebook

6 из 10

Studio Odile Decq

7 из 10

Bow WOW

8 из 10

Elizabeth Felicella

9 из 10

Paul Crudge / PYMCA / Avalon / Universal Images Group via Getty Images

10 из 10

Interim Archives / Getty Images

Union Street Stores в Сан-Франциско, 1963 год (Беверли Уиллис)

Американский архитектор Беверли Уиллис сыграла важную роль в разработке многих новаторских концепций и практик, которые повлияли на внешний облик городов США. Она является одним из пионеров создания и внедрения компьютерного моделирования в архитектуре. Также Уиллис стала видным популяризатором идеи редевелопмента и сохранения архитектурного наследия крупных городов. Проект Union Street Stores 1963 года — это торговый комплекс, который был разработан путем адаптивного повторного использования трех ветхих викторианских зданий. Этот проект стал одним из первых прототипов реализации идеи преобразования разрушающихся структур прошлого в привлекательные и функциональные объекты, удовлетворяющие потребности современного бизнеса.

Общественный и деловой центр SESC в Сан-Паулу, 1986 год (Лина Бо Барди)

Уроженка Италии Лина Бо Барти всю свою творческую жизнь посвятила Южной Америке. Одним из ее самых символичных зданий является общественный центр SESC Pompeia, возведенный в 1986 году в Сан-Паулу. Это старая переоборудованная фабрика с тремя огромными бетонными башнями, воздушными проходами и асимметричными иллюминаторами вместо окон. Бо Барди с ее радикальным дизайном и почти брутальным подходом к работе воплотила в жизнь свое видение мира, которое она назвала «социалистическим экспериментом». Проект стал выражением несогласия с политикой тогдашних властей Бразилии.

Музей изобразительных искусств Орсе в Париже, 1986 год (Гаэ Ауленти)

Проект реконструкции устаревшего железнодорожного вокзала в Париже вознес итальянского архитектора Гаэ Ауленти на вершину архитектурного Олимпа. Когда здание открыли публике в 1986 году, пресса обрушилась на автора проекта с критикой, сравнив новый музей с погребальной камерой в Древнем Египте. Ауленти же, отвечая на выпады, говорила: «Да, сейчас музей критикуют. Вот только 20 000 человек уже стоят в очереди на вход». Время все расставило на свои места. Сейчас Музей Орсе является третьим по посещаемости в Париже. Этот проект принес Гаэ Ауленти высшую награду Франции — орден Почетного легиона.

Новый музей современного искусства в Нью-Йорке, 2007 год (Кадзуе Сэдзима)

Кадзуе Сэдзима является сооснователем токийской компании SANAA, которая более всего знаменита своими нетипичными проектами музейных комплексов. Новый музей современного искусства, пожалуй, является наиболее известной работой Кадзуе Сэдзима. После торжественного открытия музея в 2007 году журнал Conde Nast Traveller внес его в список новых архитектурных чудес света. Это семиэтажное стальное сооружение, облицованное анодированным алюминием. Музей напоминает нагромождение больших и маленьких коробок. Разные формы и алюминий оживляют постройку, которая воспринимается совершенно по-разному в зависимости от погоды и освещения.

Национальный музей искусств XXI века в Риме, 2009 год (Заха Хадид)

Победив в международном архитектурном конкурсе, в 1998 году бюро знаменитого британского архитектора разработало проект государственного Музея искусств XXI века в столице Италии. Масштабный комплекс возводился более 10 лет и распахнул свои двери для посетителей лишь в 2009 году. Это самое крупное здание, над которым работала Заха Хадид. Объект реализован в виде спиралеобразной конструкции из бетона.

Ресторан Phantom в «Гранд-Опера» в Париже, 2011 год (Одиль Декк)

В 1985 году Одиль Декк и ее муж архитектор Бенуа Корнетт основали свое архитектурное бюро. Два новатора шокировали профессиональное сообщество своими смелыми идеями и концепциями. После гибели Корнетта в автокатастрофе Декк продолжила воплощать их общий уникальный взгляд на мир в архитектуре. Так родился проект ресторана в историческом здании «Гранд-Опера» в Париже. Phantom сформирован огромной полимерной формой, которая дымкой растекается по всему пространству ресторана.

Жилой микродом Split Machiya в Токио, 2010 (Момойо Кайдзима)

Момойо Кайдзима является соучредителем токийского архитектурного бюро Atelier Bow-Wow, одного из ведущих в Японии. Фирма хорошо известна культурно ориентированной архитектурой и своими исследованиями, изучающими очень актуальную в современном мире городскую функциональную микроархитектуру. Split Machiya — это частный дом, который создан Момойо Кайдзима и Йошихару Цукамото в Токио. На архитекторов повлияла эстетика Machiya, традиционного японского типа зданий периода Эдо, и они использовали минималистичный подход к созданию дома в очень ограниченном пространстве.

Центр возможностей женщин в Кайонсе, 2013 год (Шарон Дэвис)

Американский архитектор Шарон Дэвис — основательница бюро Sharon Davis Design. Отражением ее философии социального дизайна стал проект «Центр возможностей для женщин» в Руанде. Цель состояла в том, чтобы создать образовательный и общественный комплекс, в котором женщины могут получать образование, практические навыки по самоорганизации и самозанятости в ремесленничестве, садоводстве и животноводстве. Основная идея заключалась в том, чтобы с точки зрения архитектуры центр напоминал руандийскую деревню. Проект представляет собой ряд сгруппированных павильонов, вмещающих совокупно до 300 человек.

Музей искусства, архитектуры и технологии (MAAT) в Лиссабоне, 2016 год (Аманда Ливит)

В 2008 году британский архитектор основала собственную мастерскую Amanda Levete Architects (AL_A). В своих работах Ливит использует новые материалы и современные технологии. Музей искусства, архитектуры и технологии (MAAT) представляет собой монументальное и одновременно изящное здание, буквально парит над окружающим ландшафтом.

Небоскреб Aqua Tower в Чикаго, 2010 год (Жанна Ганг)

Самой известной работой Жанны Ганг можно назвать знаменитый чикагский небоскреб Aqua Tower. 82-этажная многофункциональная башня на расстоянии напоминает ожившую скульптуру. Жить в этом доме — значит находиться внутри произведения искусства. Этим проектом американский архитектор бросила вызов социальной атомизации, которая захлестнула жителей мегаполисов. Студия Gang взяла на себя задачу создать небоскреб, который стал бы местом для живого взаимодействия людей. Помогает этому особая конструкция балконов. Волнообразные и меняющие изгибы от уровня к уровню, они позволяют видеть, что происходит несколькими этажами ниже и начать неформальное общение с соседями. Фонд Макартура назвал такой дизайн «оптической поэзией».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.